А.К. Нефёдкин
Санкт-Петербург
Новая книга
о боевых слонах
(рецензия на книгу: Kistler J. M. War Elephants.
Westport; London: Praeger, 2006. 333 p.)
***
Подъем интереса к военному делу древнего мира и средних веков показывает многочисленная литература, появляющаяся в свет как в России, так и за рубежом. Одной из таких книг является книга Джона Кистлера о боевых слонах. Дж. Кистлер – американский литератор и профессиональный библиотекарь, пройдя десятидневный курс обучения, получил сертификат корнака в Центре по защите слонов в Таиланде (Thai Elephant Conservation Center), что позволило ему выступить в качестве консультанта фильма Оливера Стоуна «Александр» (2004 г.).
Появление новой работы по теме давно назрело, так как последняя книга о боевых слонах была издана в 1843 году отставным артиллерийским полковником Пьером Арманди1, а другие работы монографического характера специально не рассматривают использование слонов в военном деле, но затрагивают также их роль в гражданской жизни общества2. Книга Дж. Кистлера написана в обычном для англо-американской историографии научно-популярном жанре с вынесением ссылочного аппарата в конец издания, чтобы не мешать чтению, и представляет собой историческое изложение основных событий, в которых участвовала элефантерия, с попутными примечаниями к ним. Какие-либо специальные аналитические части в работе отсутствуют.
Сама книга состоит из предисловия Ричарда Лэера, авторского введения, сорока восьми параграфов основного содержания, заключения, ссылок, а также полезного глоссария специальных терминов, обширной библиографии и индекса названий и терминов. Начинается работа с описания ареала обитания и доместикации слонов в Древней Индии в I тыс. до н. э. (с. 1–13), затем рассказывается об использовании животных в древности: ассирийцами Семирамиды во время ее похода в Индию, дербиками против Кира, китайцами в первой половине I тыс. до н. э., персами при Гавгамелах, Пором против Александра в битве при Гидаспе, диадохами, Селевкидами, в частности, знаменитой битве против галатов, Птолемеями и Пирром, с акцентом на гибели последнего в Аргосе, карфагенянами во время двух первых пунических войн, римлянами и Сасанидами (с. 14–180). Сведения о слонах в древности, как видим, занимают большую часть книги. Следующая часть работы посвящена боевым слонам средневековой Азии, в частности, Индии: в государстве Газневидов (X–XII вв.), Делийском султанате (в XIII–XIV вв.) и в империи Великих Моголов (в XVI в.) (с. 181–224), а также использованию животных в качестве гужевой силы европейскими войсками в последней трети XIX – середине XX в. (с. 225–229) и, конечно, вьетнамцами во время войны с США (с. 230–234). В эпилоге автор призывает не забывать роль слонов в истории (с. 235–236).
Если говорить о книге в целом, то стоит заметить, что автору явно недостает исторического образования, навыков критического анализа источников, определения качества информации последних. Хотя книга снабжена внушительной библиографией (с. 292–314), последняя использована лишь декларативно: основной рассказ ведется по вторичной или даже третичной литературе, обычно научно-популярной или просто популярной, а также по непроверенным сведениям из интернета. Поэтому весь анализ многочисленной библиографии по теме автор уложил в один абзац из десяти строк, упомянув лишь три наименования (с. 13)! Уже существующие в науке предположения преподносятся как собственное мнение автора, если не сказать, «научное открытие». Например, увод персами слонов с поля боя при Гавгамелах (с. 25–30) или наличие башен на слонах Ганнибала (с. 120–121)3. С другой стороны, мифический поход ассирийской царицы Семирамиды в Индии и ее войну там с царем Стабробатом автор рассматривает как реальное историческое, а не мифическое событие (с. 14–18), в котором легендарная традиция, идущая от «Ассирийской истории» Ктесия Книдского, переплетена с реалиями эллинистической эпохи4. Оригинальное мнение автора о том, что башню на слонах изобрели индийцы, а затем от слонов Пора ее заимствовали македоняне (с. 23, 51), автор, видимо, считая аксиомой, вообще ничем не аргументирует, хотя на дека- и тетрадрахмах Александра, изображающих индийских боевых слонов, как считается, из армии того же Пора, последние представлены без данного элемента экипировки5. Вероятно, поэтому и в фильме О. Стоуна слоны Пора снабжены данной деталью. Абсолютно неудовлетворительно, слишком коротко и обзорно (с. 206–209) изложена история боевых слонов в Индокитае – в классическом регионе их военного применения!
Иллюстративный материал, столь необходимый для данной книги, также нельзя назвать блестящим. С одной стороны, в нем присутствует несколько интересных фотографий современных исторических реконструкций экипировки слонов (с. 22, 28, 207) (правда, без указания времени и места действия), а также пара иллюстраций XIX в., изображающих слонов этого времени (с. 221, 222), а с другой, – приведена масса рисунков XIX в., показывающих в ныне устаревших представлениях армии древности. Оригинальных иллюстраций, кроме вышеупомянутых фотографий, в книге нет. К издательско-редакторским нецелесообразностям следует отнести полное отсутствие диакритических знаков в иностранных для английского языка фамилиях. Например: написано Delbruck вместо Delbrьck (c. 297), Morkholm – вместо Mшrkholm (c. 306) и т. д.
Eсли говорить о книге в целом, то, несмотря на высказанные замечания, ее можно рекомендовать для общего ознакомления с сюжетом читателям, плохо или вообще не знакомым с темой. Она даст некоторые базовые представления, которые затем можно будет расширить по списку литературы, приведенному в конце книге. И, естественно, стоит проверять приведенную в книге информацию по другим источникам.
Примечания
1. Armandi P. Histoire militaire des йphants, depuis les temps les plus reculs jusqu’ l’introduction des armes а feu. Paris, 1843. 570 p.
2. Ranking J. Historical Researches on the Wars and Sports of the Mongols and Romans, in which elephants and wild beasts were employed or slain. London, 1826; Rennie J. (anonymous). The Elephant as he Exists in a Wild State, and as he has been Subservient, in Peace and War, to the Purpose of Man. New York, 1848; Scharff. De natura et usu elephantorum Africanorum apud veteres. Progamm. Weimar, 1855; Matz F. Der Gott auf dem Elefantenwagen // Geistes- und sozialwissenschaftlichen Klass. Akademie der Wissenschaften und Literatur in Maiz. Hf. 10. Mainz, 1952; Scullard H. H. The Elephant in the Greek and Roman World. Ithaca, 1974; Scigliano E. Love, War, and Circuses: The Age-Old Relationship between Elephants and Humans. Boston, 2002.
3. Первое предположение см., например: Adcock F. E. The Greek and Macedon Art of War. Berkeley; Los Angeles, 1957. P. 54; Scullard H. H. The Elephant… P. 64–65; Нефёдкин А. К. Боевые колесницы и колесничие древних греков (XVI–I вв. до н. э.). СПб., 2001. С. 291–292. Второе предположение см.: Goukowsky P. Le roi Pros, son йphant et quelques autres (En marge de Diodore, XVII,88,6) // BCH. T. 96. 1972. № 1. P. 490, n. 67; Head D. Armies of the Macedonian and Punic Wars 359 BC to 146 BC. Goring-by-Sea, 1982. P. 187.
4. Goossens G. L’histoire d’Assyrie de Ctesias // L’antiquitй classique. T. 9. 1940. P. 25–45.
5. Декадрахмы см.: Holt F. L. Alexander the Great and the Mystery oft he Elephant Medallions. Berkeley; Los Angeles; London, 2003. Pls. 2–5; тетрадрахмы см.: Ibidem. Pls. 11–12.
Тетрадрахма, отчеканенная, вероятно, в последний год правления Александра Македонского
или несколько позднее. На монете показан слон, на котором сидят
два индийских воина с волосами, собранными в пучок.
© Правами на статьи обладают авторы.
© Правами на оформление - редакция. |