N33 2012 (вышел)
N32 2010 (анонс)
N31 2009 (анонс)
N30 2008 (анонс)
N29 2008 (анонс)
N28 2007 (анонс)
N27 2007 (анонс)
N26 2006 (анонс)
N25 2005 (анонс)
N24 2004 (анонс)
N23 2004 (анонс)
N22 2004 (анонс)
N21 2004 (анонс)
N20 2003 (анонс)
N19 2003 (анонс)
N18 2003 (анонс)
N17 2003 (анонс)
N16 2001 (анонс)
N15 2001
N14 2001
N13 2001
N12 2001
N11 2000
N10 2000
N9 2000
N8 1999
N7 1998
N6 1998
N5 1998
N4 1998
N3 1998
N2 1997
N1 1997




Асклепиодот. Тактическое искусство

Рыцари Кипра
Особенности военного дела Ашанти в доколониальный период
Осада Тулы крымским ханом Девлет-Гиреем в 1552 г.
«Ответный удар» (этапы «вестернизации» доспеха Передней и Центральной Азии в эпоху позднего средневековья и нового времени)
Научная конференция «Война и военное дело в античном мире» (СПбГУ, 16-17 февраля 2004 г.)
Военно-исторический клуб «БЕРН»



b43французский языкlinux howto

Обсудить в форуме
 
 

Асклепиодот. Тактическое искусство

После выхода в свет десятого номера Para bellum'а
(весна 2000 г.) в журнале не были представлены
переводы античных военных трактатов.

В настоящем выпуске мы продолжаем
данную рубрику, публикуя первый перевод
с древнегреческого на русский язык
«Тактического искусства»
Асклепиодота, автора, не известного
широкому кругу читателей.

 

К сожалению,
объем журнала не позволяет
привести полное научное издание трактата.
Поэтому комментарии и вступительная статья даются в купированном варианте, тогда как сам текст Асклепиодота оставлен без сокращений

 

Введение

Ас клепиодот является наименее известным античным автором, писавшим о тактике. И это забвение началось не в новое время, а уже в древности и в византийский период. Если два других автора данного военного жанра – Элиан, посвятивший свое произведение императору Траяну, и знаменитый историк Арриан – упоминаются в византийских источниках, то имени Асклепиодота здесь мы не найдем (Ioan. Lyd. De magistr., I,49; Leo. Tact., VI,30; VII,86) 1 . Получается, что о самом авторе мы можем судить только по сведениям, оставленным им о себе в трактате. Однако и таковых тоже не имеется – автор ничего о себе не рассказал читателю. Единственным способом получения сведений об Асклепиодоте остается анализ названия произведения и его содержания.

Сам трактат сохранился в знаменитом флорентийском манускрипте Codex Laurentianus graecus LV-4 (обычно обозначается – F), куда входила пара десятков различных греческих, античных и византий-ских военных сочинений. Этот кодекс был составлен в скриптории императора Константина VII Багрянородного в середине X в. и был вывезен из Константинополя во время разграбления города
крестоносцами в 1204 г., а позднее был куплен для флорентийской библиотеки Лоренцо Медичи Великолепного, где и хранится по сей день. Кроме данного кодекса-архетипа существовало еще 11 более поздних манускриптов, содержавших сочинение Асклепиодота, один из который утерян 2 . Первое полное издание трактата было осуществлено лишь в середине XIX в., а до этого времени само сочинение было практически неизвестно 3 .

Итак, анализ трактата начинается с заглавия, где автор назван философом, – это отправная точка исследования. Рассматривая известных нам философов с именем Асклепиодот, которых, к счастью, оказалось весьма немного, исследователи пришли к выводу, что наиболее подходящая кандидатура для автора «Тактики» – это ученик знаменитого стоика Посидония Родосского, которого несколько раз упоминает Сенека (Quest. nat., II,26,6; 30,1; V,15,1; VI,17,3; 22,2) 4 . Поскольку время жизни Посидония известно (ок. 135-51 гг. до н. э.), то и время написания трактата его учеником определяется первой половиной I в. до н. э. Как видим, традиционная идентификация автора и времени его жизни гипотетичны.

Почему же в источниках не сохранилось никакой информации о «Тактике» Асклепиодота? Для ответа на данный вопрос следует обратиться к тактическому сочинению его предполагаемого учителя. Во введениях к «Тактикам» Арриан (Tact., 1,1) и Элиан (Tact., 1,2) упоминают, что Посидоний написал «Тактическое искусство». Причем Арриан называет данное произведение «неким», что, с одной стороны, может говорить о том, что это сочинение ему не было известно или, с другой стороны, о том, что он весьма невысоко оценивал этот трактат.

А поскольку трактат Асклепиодота, ученика Посидония, также назывался «Тактическим искусством», то, возможно, существовала связь между этими двумя сочинениями. Исследователи предполагают четыре основных варианта этой связи: Асклепиодот создал адаптацию-переложение труда своего учителя, своеобразный конспект или написал некое подражание его труду, или даже точно воспроизвел его трактат 5 . Впрочем достаточно остроумным выглядит предположение о том, что Асклепиодот просто обнародовал труд своего учителя, поэтому в древности работа была известна под именем Посидония, а сочинение Асклепиодота не упоминалось как отдельное 6 . Однако даже если это так, то данная работа представляла собой уже некое конспективное сжатое изложение материала, за что ее критикуют Элиан (Tact., 1,3-4) и Арриан (Tact., 1,2-3). Действительно, в сочинении нет ни обычного для античных авторов введения, где ставилась бы задача работы, объяснялись бы причины ее написания, ни каких-то исторических примеров, иллюстрирующих мысли автора, ни упоминаний работ своих предшественников, ни подробных оригинальных объяснений рассматриваемых сюжетов…

 

Примечания

1. Нефёдкин А.К. Античная военная теория и «Стратегемы» Полиэна // Полиэн. Стратегемы / Пер. под общей ред. А. К. Нефёдкина. СПб., 2002. С. 43-45, 49, 54. 2. Dain A. Les manuscripts d’Asclйpiodote le Philosophe // Revue de philologie. T. 8 (60). 1934. P. 342-343; Idem. Les stratйgistes byzantins (Texte mis au net et compйlй par J.-A. de Foucault) // Travaux et mйmoires. T.
2. Paris, 1967. P. 326-327; Poznanski L. Introduction // Asclйpiodote. Traitй de tactique / Text йtabli et traduit par L. Poznanski. Paris, 1992. P. XV-XXVI; Перевалов С.М. Греческий тактик Асклепиодот // Вопросы истории. 2001. № 8. С. 147. 3. Kцchly H., Rьstow W. Griechische Kriegsschriftsteller. Tl. II. Abt. 1. Leipzig, 1855. S. 130–197. 4. Osann F. Der Taktiker Asklepiodotos // Zeitschrift fтr die Alterthumswissenschaft. Jg. XI. № 40. 1853. Hf.
4. Kol. 312-314; Kцchly H., Rьstow W. Griechische Kriegsschriftsteller. Tl. II. Abt. 1. Leipzig, 1855. S. 75-76; Jдhns M. Geschichte der Kriegswissenschaften vornehmlich in Deutschland. Abt. 1. (Geschichte der Wissenschaften in Deutschland. Bd. 21). Mьnchen; Leipzig, 1889. S. 67; Poznanski L. Introduction. P. IX-XV, XXVIII.
5. Mьller K.K. Asklepioditos. 10 // RE. Bd. I. Hbbd. 2 (1896). Sp. 1639 (Асклепиодот передавал сведения своего учителя); Dain A. Les stratйgistes byzantins P. 326 (адаптация, если не точное воспроизведение); Перевалов С.М. Греческий тактик Асклепиодот. С. 148 (конспект или подражание); ср.: Poznanski L. Introduction. P. XIII (автор переписал главы из одного или нескольких трактатов предшественников в жанре подражания).
6. Osann F. Der Taktiker Asklepiodotos. Kol. 313; Jдhns M. Geschichte… S. 67; Oldfather W.A., Oldfather Ch.H. Introduction // Aeneas Tacticus. Asclepiodotus. Onasander. (The Loeb Classical Library). London; New York, 1923. P. 232-233; ср.: Mьller K.K. Asklepioditos. Sp. 1638.

.