N33 2012 (вышел)
N32 2010 (анонс)
N31 2009 (анонс)
N30 2008 (анонс)
N29 2008 (анонс)
N28 2007 (анонс)
N27 2007 (анонс)
N26 2006 (анонс)
N25 2005 (анонс)
N24 2004 (анонс)
N23 2004 (анонс)
N22 2004 (анонс)
N21 2004 (анонс)
N20 2003 (анонс)
N19 2003 (анонс)
N18 2003 (анонс)
N17 2003 (анонс)
N16 2001 (анонс)
N15 2001
N14 2001
N13 2001
N12 2001
N11 2000
N10 2000
N9 2000
N8 1999
N7 1998
N6 1998
N5 1998
N4 1998
N3 1998
N2 1997
N1 1997




История европейского фехтования
Оружие древних майя
Слоны на поле грохотали...
Тяжелая боярская конница
Клин - построение воинов
Даки
День Победы глазами римского гражданина



b43французский языкlinux howto

Обсудить в форуме
 
 
С. Мишенёв

ИСТОРИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ФЕХТОВАНИЯ

Древняя Греция занимает особое место в истории. И не только потому, что это первый очаг европейской цивилизации, но и по той причине, что несмотря на постоянные и тесные сношения с культурами Востока, несмотря на мощный авторитет более богатой Азии и более древнего Египта, на территории Греции возникла своя, совершенно самостоятельная культура - Крито-Микенская. Ее появление относится к концу III тысячелетия до н. э., а возможно и ранее, во всяком случае древнейшие слои относятся еще к каменному веку.

Таким образом, зарождение простейших форм владения холодным оружием (начало Бронзовой эры) примерно совпадает с моментом возникновения Крито-Микенской культуры. Учитывая этот факт, мы начинаем рассказ об истории европейского фехтования с его древнегреческого периода.


Первая, наиболее поверхностная и доступная информация о фехтовании содержится в оружии и средствах защиты. О вооружении древних греков мы можем достаточно точно судить по многочисленным памятникам изо-бразительного искусства и археологическим данным. Существует достаточно много работ на эту тему, в том числе и на русском языке, но наша задача, не повторяясь и не углубляясь в частности, увидеть в разнообразии форм характерные черты тех или иных типов оружия, чтобы в обобщенной картине различать предметы не по орнаментам на поясах или рукоятках, а по способу поражения и эффективности защитных средств.
Самые древние предметы вооружения относятся к Крито-Микенскому периоду. Из сохранившихся образцов особенно специфично оружие, известное как "Критская рапира". Она имеет колющий бронзовый клинок длиной около 90 см (длина клинка современной рапиры!). Правда, более поздний, так называемый Микенский меч тоже был акцентирован на укол, но все же им можно было и рубить; критская рапира только колола.
Были, впрочем, и мечи. Причем особенно интересны они не формой или весом, а названием. Дело в том, что слово, переводимое как "меч", в первоначальном смысле имело двойственное число, то есть не меч, а пара мечей (как у нас лыжи, перчатки и т. п.). Это дает право предположить существование сложного фехтования двумя мечами одновременно, возможно, носимыми в одних ножнах, как некоторые английские шпаги XVI-XVII веков.
Наконец, до нас дошли прекрасно сохранившиеся бронзовые микенские доспехи, напоминавшие конструкцией телескопическую трубу. Правда, такой доспех так малоподвижен, что есть основания считать его доспехом возничего.
Прежде чем продолжить рассказ о греческом оружии, скажем еще несколько слов о владении им в этот доклассический период.
Приходится с сожалением констатировать, что прямых источников, позволяющих уверенно реконструировать стиль боя Крито-Микенской культуры, нет. И вся работа в этом направлении сводится к чисто теоретическим выкладкам на основе некоторых косвенных материалов. Некоторую помощь оказывает соседство Египта с его богатейшей иконографией. Учитывая взаимопроникновение культур, на основе египетских изображений можно сделать ряд выводов.
Прежде всего они коснутся "двойного" фехтования - двумя мечами одновременно. Критских сведений о таком бое нет, но зато есть понятие "пара мечей", о котором мы упоминали выше. Иконографический материал тоже дает косвенную подсказку - существует изображение кулачных бойцов, некоторые из которых наносят удар двумя кулаками одновременно по двум уровням. Что это? Ведь такой удар сложен в исполнении и опасен для самого исполнителя, за счет разворота его фронтально к противнику на очень близкой дистанции. Кроме того, судя по некоторым изображениям, критские кулачные бойцы только правую руку обматывали специальным ремнем, левая была как бы вспомогательной. Ответ на все эти вопросы станет очевиден, если учесть, что безоружные боевые искусства носили как бы подчиненный характер по отношению к вооруженным, то есть к фехтованию, и так было во всех странах мира вплоть до нового времени. Так вот, учитывая этот факт, можно с уверенностью сказать, что удар двумя кулаками - это лишь не очень удачная проекция чисто фехтовального приема (колющий удар двумя мечами) на безоружный бой. Обратимся теперь к египетским изображениям. Здесь встречаются фехтовальщики с двумя мечами, причем преимущественно колющими. Был ли этот стиль заимствован с Крита? Возможно. Во всяком случае, не наоборот. Вспомните понятие "пара мечей" - это название, а название первично. Очевидно, что критяне не могли без причин называть свое оружие парным, а затем заимствовать соответствующий стиль из Египта, чтобы оправдать историческое название. Так вот, анализ египетских изображений выявляет интереснейшие особенности этого "двойного" фехтования, отличающие его от поздних аналогов. Бойцы часто располагают руки с оружием не перед собой, и не на разном удалении от противника (одна - согнута, другая - вы-прямлена), а на разных вертикальных уровнях (одна внизу, на уровне пояса или ниже, а другая над головой). Руки при этом почти прямые, корпус немного наклонен вперед. Это древнейший вариант стойки такого стиля. Интересно, что подобную стойку, и даже один из приемов в ее рамках, приводит в своем учебнике Камилло Агриппа (XVI в.), причем приводит ее именно как иллюстрацию к историческому обзору фехтования. Какими материалами пользовался Агриппа, неизвестно, но то, что он иллюстрировал не египетское, а античное фехтование, наводит на мысль о существовании античных, быть может, именно критских, изображений, доживших до середины XVI в., но не до наших дней.
Бойцы с парой мечей использовали свое искусство на играх и состязаниях, которыми изобилует относительно мирная критская история, а в сражениях они или шли в глубине войска (первые ряды обязательно несли щиты, чтобы противостоять потокам стрел в движении вперед, занимая таким образом левую руку) или, что скорее всего, сражались одним мечом, со щитом в левой руке, а второй меч оставляли в ножнах на случай утраты или первого меча, или щита.
Что же касается критской рапиры, то с уверенностью можно сказать только одно - ею наносили колющие удары в слабозащищенные и незащищенные части тела, причем кололи ударообразно - с замахом рукой, так как выпад - в том виде, в котором мы можем наблюдать его сегодня на соревнованиях - относительно позднее изобретение. Изображения бойцов с таким оружием нет ни в критской, ни в египетской иконографии.
Теперь что касается общей стилистической окраски критского фехтования. Вспомним в этой связи тавромахию - игру с быками. Великолепные акробатические трюки, демонстрируемые мастерами этой игры, не являются акробатикой в чистом виде. Это то, что можно было бы назвать боевой акробатикой, каждый прием которой не только имеет конкретную боевую задачу - измотать быка - но и выполняется в строго указанный противником (быком) пространственно-временной отрезок. Учитывая присущее всем древним народам восприятие таких понятий, как игра, танец, бой, состязание и даже жертвоприношение, как нечто целое, неделимое, являющееся в любом случае формой религиозного обряда, мы можем предположить значительное влияние боевой акробатики на стили боя. Вспомним, элемент подобной целостности восприятия мы наблюдали в кулачном бою - проекция фехтовального двойного удара на безоружный прием! Конечно, акробатика не могла стать на равных с более традиционными приемами, ведь и цель была не измотать, а победить, и противник был гораздо умнее быка, но такие действия, как прыжки, отскоки, уклонения, нырки и т. п., очевидно, имели широчайшее, возможно даже чрезмерное, распространение. Кстати, без искусства уклонений в то время трудно представить себе бой без щитов, а ведь так оно и было в случае фехтования двумя мечами. Любопытно отметить, что в ряде современных учебников по фехтованию (спортивному, разумеется) среди видов спорта, рекомендуемых фехтовальщикам высокой квалификации, называется акробатика. А ведь сейчас этот вид спорта нисколько не боевой, а скорости спортивного фехтования несравнимо выше древнего.
Многочисленные варианты уклонений отрабатывались (и демонстрировались одновременно) в критских танцах, бывших, скорее всего, импровизированными или полуимпровизированными, поскольку они все-таки разучивались. Платон (427 - 347 до н. э.) описывает древний критский танец пирриха, перенятый позднее спартанцами, и перечисляет при этом уклонения, отступления, прыжки в высоту и перегибания. Вот оно, сочетание акробатики и боя в чистом виде! Другими движениями, входящими в танец, были атакующие - стрельба из лука, метание, нанесение ударов. Правда, критяне, в отличие от спартанцев, воспринимали танец буквальнее, как вариант тактико-техничеcкой подготовки, а не как просто прикладной физический тренинг координации, ловкости, растяжки.

После падения Крито-Микенской культуры - а произошло это примерно в 1300-1000 г. до н. э. в результате или природной катастрофы (землетрясение, извержение), или экспансии новых племенных образований - начался новый, Гомеровский век, или Эпоха Героев (1000-700 гг. до н. э.).
Продолжение следует...

Студия "Рипост" приглашает всех, кто интересуется европейским фехтованием.
Адрес: 192007, Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 222, кв.4.
Телефон: (812) 597-76-54, Сергей.