N33 2012 (вышел)
N32 2010 (анонс)
N31 2009 (анонс)
N30 2008 (анонс)
N29 2008 (анонс)
N28 2007 (анонс)
N27 2007 (анонс)
N26 2006 (анонс)
N25 2005 (анонс)
N24 2004 (анонс)
N23 2004 (анонс)
N22 2004 (анонс)
N21 2004 (анонс)
N20 2003 (анонс)
N19 2003 (анонс)
N18 2003 (анонс)
N17 2003 (анонс)
N16 2001 (анонс)
N15 2001
N14 2001
N13 2001
N12 2001
N11 2000
N10 2000
N9 2000
N8 1999
N7 1998
N6 1998
N5 1998
N4 1998
N3 1998
N2 1997
N1 1997




Приглашаем Вас принять участие в международной артезианской археологической экспедиции!

А. В. Сильнов (Санкт-Петербург) Греческие военные архитекторы эпохи эллинизма. Исторические судьбы

А. В. Банников (Санкт-Петербург) Римский военный флот в эпоху Поздней империи

А. В. Куркин (Киев) Под пение стрел
А. В. Мельников (Тюмень) Джихад и создание государств фульбе в Западной Африке
Г. М. Казаков (Курск) Трубадуры в средневековых войнах
А. К. Нефёдкин (Санкт-Петербург) «Там закололся Митридат…»



b43французский языкlinux howto

Обсудить в форуме
 
 

Римский военный флот в эпоху Поздней империи

В III – V вв. военный флот
продолжал играть важную роль
в обеспечении обороноспособности империи.
В большей степени это касалось речного флота, защищавшего на Рейне
и Дунае от набегов
варваров римские границы.
Его постоянное участие в военных действиях
привело к тому, что римляне добились больших успехов в
усовершенствовании конструкций своих кораблей. Появился целый ряд
судов специального назначения, неизвестных прежде.
Значение морского флота на протяжении длительного периода было не
столь велико.
Это объясняет и меньшее количество
заметных усовершенствований и нововведений
в морском кораблестроении.
Даже напротив, по сравнению с предыдущим периодом наблюдается
определенный регресс.

 

Речной флот

Речной флот играл крайне важную роль в обороне рейнской и дунайской границ от набегов варваров. Вегеций говорит, что частое применение речных эскадр привело к тому, что в его время для развития речного флота было сделано больше открытий и усовершенствований, чем могла бы похвастаться древность (Veg., IV, 46)1.
В античности речной флот состоял из легких крейсирующих судов (lusoriae), которые несли на Рейне и на Дунае ежедневную сторожевую службу (Veg., IV, 46). Лусория была кораблем очень небольшого типа. Согласно свидетельству Аммиана, 40 лусорий смогли перевезти по Рейну всего 300 солдат (Amm., XVIII, 2, 11 12). Благодаря археологическим свидетельствам из Майнца, относящимся к концу IV века, мы можем представить себе, как выглядели римские лусории. Это был корабль длиной до 20 метров и шириной около трех. Он приводился в движение с помощью небольшого паруса и 26 гребцов. Форштевень давал лусории возможность таранить вражеское судно. Ряд щитов, располагавшихся на каждой стороне корабля, обеспечивал дополнительную защиту экипажу.
Был еще один тип корабля, засвидетельствованный благодаря находкам из Майнца. Он представлял собой быстроходное транспортное судно, использовавшееся, вероятно, для транспортировки войск через Рейн2.
Указ Феодосия II от 412 г., предписывающий увеличить количество кораблей дунайского флота, называет наряду с лусориями еще два типа кораблей: юдикиарии (iudiciariae) и аграриенсы (agrarienses) (СТh., VIII, 17, 1). Первые, возможно, являлись разведовательными, а вторые сторожевыми судами…


Рис. 1. Либурна. Изображение на медали.



© Правами на статьи обладают авторы.
© Правами на оформление - редакция.