N33 2012 (вышел)
N32 2010 (анонс)
N31 2009 (анонс)
N30 2008 (анонс)
N29 2008 (анонс)
N28 2007 (анонс)
N27 2007 (анонс)
N26 2006 (анонс)
N25 2005 (анонс)
N24 2004 (анонс)
N23 2004 (анонс)
N22 2004 (анонс)
N21 2004 (анонс)
N20 2003 (анонс)
N19 2003 (анонс)
N18 2003 (анонс)
N17 2003 (анонс)
N16 2001 (анонс)
N15 2001
N14 2001
N13 2001
N12 2001
N11 2000
N10 2000
N9 2000
N8 1999
N7 1998
N6 1998
N5 1998
N4 1998
N3 1998
N2 1997
N1 1997




Приглашаем Вас принять участие в международной артезианской археологической экспедиции!

В. А. Квашнин (Вологда) Закон Клавдия 218 г. до н.э. и начало Ганнибаловой войны

А. Г. Курилов (Санкт-Петербург) Покорители златообильных Микен: наброски к военно-политическому портрету

Е. Г. Тейтельбаум (Казань) Взгляды Полибия на участие полководца в сражении
М. В. Нечитайлов (Невинномысск) Битвы арагонской Реконкисты: Кутанда (17 июня 1120 г.)
И. И. Поветкин (Ставрополь) К вопросу о месте Ледового побоища
Л. А. Бобров (Новосибирск) Тяжеловооруженная конница номадов Центральной Азии и Южной Сибири в эпоху позднего средневековья и нового времени (XV – первая половина XVIII вв.)
А. К. Нефёдкин (Санкт-Петербург) Новая книга о боевых колесницах. Fields N. «Bronze Age War Chariots»
А. К. Нефёдкин (Санкт-Петербург) Научная конференция «Война на Востоке» (СПбГУ, 29.04.05)
А. В. Козленко (Минск) XV Международная конференция по римскому военному снаряжению (Будапешт, 01-04.09.05)
С. О. Гапанович (Санкт-Петербург) Заметки о ежегодном рыцарском фестивале в Выборге (29-30.07.05)
А. К. Нефёдкин (Санкт-Петербург) Военно-исторический фестиваль в Старой Ладоге (01-02.07.06)



b43французский языкlinux howto

Обсудить в форуме
 
 

Тяжеловооруженная конница номадов Центральной Азии и Южной Сибири в эпоху позднего средневековья и нового времени
(XV - первая половина XVIII вв.).

В последние десятилетия тема азиатского конского доспеха и тяжеловооруженной конницы центральноазиатских номадов эпохи средневековья традиционно привлекает к себе пристальное внимание как профессиональных археологов и оружиеведов, так и любителей военной истории. Однако сам конских доспех и тяжеловооруженная конница как самостоятельный род войск редко становятся основным объектом исследования. В подавляющем большинстве случаев они рассматриваются в контексте военного искусства номадов в целом. Вместе с тем не решены многие вопросы, связанные с эволюцией тяжеловооруженной кавалерии в разных районах Центральной и Восточной Азии на различных исторических этапах, не выявлены характерные особенности вооружения и тактики тяжеловооруженных азиатских воинов в сравнении с европейскими и ближневосточными латниками. Одной из важнейших проблем в изучении центральноазиатской и дальневосточной тяжеловооруженной кавалерии является выявление самого факта ее существования как самостоятельного рода войск, действовавшего совместно с легковооруженной и средневооруженной конницей и применявшего особую тактику ведения боя.

 

* * *

Напомним, что основное отличие тяжеловооруженного всадника от простого ("средневооруженного") панцирника заключается в наличии полного конского доспеха или его облегченного варианта (полудоспеха). Традиционной тактикой тяжелой конницы является атака противника в плотном строю ("таранный удар"), с использованием древкового и клинкового оружия (Горбунов В. В., 2003, с. 95). Вместе с тем нахождение в армии тяжеловооруженных всадников еще не означает наличия в ней тяжеловооруженной конницы как самостоятельного рода войск. В панцирные попоны могут быть облачены кони военачальников и их приближенных, отдельных богатырей и вельмож. В подобных случаях наличие покрытых броней коней может и не влиять на тактику армии в целом. Так, полководец и его окружение могут следить за ходом сражения издалека, сберегая силы своих коней и не вступая в бой, в то время как богатыри на бронированных конях могут действовать самостоятельно, а не в качестве бойцов специальных тяжеловооруженных отрядов (Бобров Л. А., Худяков Ю. С., 2005, с. 96-97). Этот способ применения конского доспеха демонстрируют нам многочисленные изображения периода раннего, развитого и позднего средневековья (Gorelik M.V., 1979, fig. 44, 46-47). Таким образом, судить о существовании тяжеловооруженной конницы (как рода войск) у средневековых народов по единичным изображениям всадников на покрытых панцирной броней конях представляется нам не совсем оправданным (Бобров Л. А., Худяков Ю. С., 2005, с. 97). Известные центральноазиатские и дальневосточные материалы раннего и развитого средневековья указывают на наличие тяжеловооруженных всадников в армиях Цзиньского Китая (265-316 гг. н.э.), сяньбийских государств Северного Китая IV-VI вв., корейцев IV-V вв., тюрок эпохи каганатов, уйгуров, китайцев династий Суй, Тан, Сун, енисейских кыргызов, киданей эпохи Ляо, чжурчжэней XII-XIII вв., монголов XIII-XIV вв. и др. Однако о наличии в армии тяжеловооруженной конницы, как самостоятельного рода войск с уверенностью можно говорить лишь в отношении сяньбийцев IV-VI вв., раннесредневековых корейцев, китайцев III-XIII вв., ляосцев и цзиньских чжурчжэней XII-XIII вв. В большинстве этих государств власть находилась в руках выходцев из рядов степной аристократии, совместивших производственные возможности оседлого земледельческого населения и конный парк номадов. Среди кочевых народов использование тяжеловооруженной конницы можно предполагать у алтайских тюрок (Горбунов В. В., 2003, с. 77-98) и монголов эпохи Чингиз-хана и его преемников…


Рис. 3. Конский "монголо-тибетский" доспех XVI-XVIII вв. Музей Виктории и Альберта (Великобритания). Доспех состоит из кожаной маски, усиленной налобником с ребром жесткости, и обшитой металлическими пластинками с умбончиками, двухчастного кожаного нашейника, двухчастного ламеллярного нагрудника, пары боковин, накрупника и назадника.


Рис. I. Воины Джунгарского ханства конца XVII- начала XVIII вв. Автор реконструкций: Л. А. Бобров



1. Знатный джунгарский воин во время Тибетской кампании 1717-1720 гг. Комплекс вооружения джунгарских феодалов конца XVII- начала XVIII вв. формировался под сильным влиянием среднеазиатских военных традиций, хотя в обиходе продолжали сохраняться и элементы традиционной центральноазиатской паноплии. На голове всадника высокий сферо-цилиндрический ("кувшинообразный") шлем с коробчатым козырьком и трехчастной пластинчато-нашивной бармицей. Такие наголовья были широко распространены среди ойратской знати с конца XVI в. Защита туловища состоит из кольчато-пластинчатого бехтерца среднеазиатского производства и стеганного на вате монгольского панциря "олбок" с осевым разрезом. Руки всадника прикрывают наручи с кольчатым соединением, на ногах - среднеазиатские кольчато-пластинчатые набедренники "дызлык-бутлук". Оружие воина отличается известным консерватизмом. Вместо фитильного ружья всадник использует традиционный центральноазиатский сложносоставной лук. На латнике два кожаных пояса. К одному из них подвешены налуч и колчан, к другому палаш. Поверх кожаных поясов накручен цветной кушак, за который заткнут нож монгольского производства. Защита коня представлена конским доспехом тибетского типа, состоящего из панцирной попоны и маски. Панцирная попона включает 8 основных элементов: двухчастный кожаный нашейник, двухчастный ламеллярный нагрудник, пару боковин, накрупник и назадник. Ламеллярные элементы попоны составлены из металлических пластинок, соединенных между собой кожаными ремешками. К нижнему ряду пластин подшит сегмент из нескольких полос ткани и мягкой кожи. Он предохраняет ноги и корпус лошади от пореза об острые края пластин. Органическая оторочка снабжена декоративным украшением из крашеного конского волоса и желтых тканевых лент. Голова коня покрыта кожаной маской, усиленной мелкими металлическими накладками с умбончиками и железным налобником с ребром жесткости, к боковым сторонам маски прикреплены кожаные нащечники. Подобные конские доспехи применяли в Тибете в XVIII-XIX вв.
2. Кашгарский вельможа из свиты джунгарского хана. На протяжении всего XVII в. потерпевшие поражение в междоусобных войнах кашгарские аристократы бежали в западномонгольские степи, где поступали на службу к джунгарским ханам…


© Правами на статьи обладают авторы.
© Правами на оформление - редакция.