N33 2012 (вышел)
N32 2010 (анонс)
N31 2009 (анонс)
N30 2008 (анонс)
N29 2008 (анонс)
N28 2007 (анонс)
N27 2007 (анонс)
N26 2006 (анонс)
N25 2005 (анонс)
N24 2004 (анонс)
N23 2004 (анонс)
N22 2004 (анонс)
N21 2004 (анонс)
N20 2003 (анонс)
N19 2003 (анонс)
N18 2003 (анонс)
N17 2003 (анонс)
N16 2001 (анонс)
N15 2001
N14 2001
N13 2001
N12 2001
N11 2000
N10 2000
N9 2000
N8 1999
N7 1998
N6 1998
N5 1998
N4 1998
N3 1998
N2 1997
N1 1997




Воины древнего Китая
Серьезно о несерьезном
Военное дело таежных народов Западной Сибири
Тактика эссед - кельтских боевых колесниц
Элитный спорт средневековья
Изготовление кольчуги
Куликово поле '98
Битва при Киноскефалах
Древняя Греция: эпоха фаланг



b43французский языкlinux howto

Обсудить в форуме
 
 
А. Нефёдкин

Тактика эссед - кельтских боевых колесниц

Типичная кельтская колесница - эсседа была запряжена двумя конями, т.е. являлась легкой бигой. Ее кузов представлял собой прямоугольную деревянную платформу, по бокам которой располагались двойные перила. Кузов был установлен на оси, вокруг которой вертелись колеса с 6-9 спицами. Колеса были покрыты железным бандажом и имели диаметр около 90 см *1. Экипаж эсседы состоял из возничего, сидящего спереди, и бойца, стоящего позади в кузове. Главным оружием колесничего был удлиненный деревянный щит с умбоном и несколько метательных копий. Так, в инвентаре латенских I A-B (450-300 гг. до н.э.) могил наряду с остатками колесниц присутствует меч, а также 3, иногда 1-2, 4 или даже 8 наконечников копий *2. Очевидно, это количество отражает реальное число копий у колесничего. Отметим, что в древней Западной Европе вообще, и у кельтов в частности, лук не был распространенным оружием, а таковым оказывалось именно копье.
Тактику кельтских колесниц описывает Диодор (V,29,1-2): "В путешествиях и в битвах они пользуются бигами, при том, что колесница имеет возницу и парабата [= воина]. Встречая же верховых в боях, они метают савнии в противников и, спешиваясь для битвы, сражаются врукопашную мечами. Некоторые же из них настолько смерть презирают, что голыми и перепоясанными пускаются в опасность. Они привлекают к себе и набранных из бедняков свободных служителей, которых используют в битвах как возниц и соратников. Во время построения они обычно выступают из строя и призывают лучших из супостатов на единоборство, размахивая оружием и устрашая противников". В данном пассаже Диодор, по всей видимости, базировался на свидетельствах историка и философа Посидония Родосского *3. Следовательно, данное сообщение можно датировать II в. до н. э. Итак, колесница имела экипаж из двух человек: знатного воина и нанятого им на службу небогатого возницу. На вооружении колесничего были легкие копья с большими наконечниками, савнии (Diod., V, 30, 4). Причем воин, по кельтскому обычаю, мог быть обнажен, имея на себе лишь пояс. Далее Диодор описывает два сценария боя, колесничного и пешего. Первый сценарий: колесница встречает всадников в сражении. Напомним, что кельтские всадники действовали как конные метатели, что блестяще описано Ксенофонтом (Hell., VII, 1, 21; 369 г. до н.э.). Конкретно о данной тактике мы поговорим далее, рассматривая сообщение Цезаря о британцах. В общем же тактику колесниц кельтов можно реконструировать следующим образом. Биги располагались на передовой линии, в пределах дистанции броска копья (несколько десятков метров от противника) *4. Эти колесницы сражались на более близком расстоянии, чем их восточные аналоги, и поэтому вступление колесничных воинов в рукопашную схватку и спешивание были более характерными для кельтского способа ведения боя. Колесничие сражались в поединках между собой в пространстве между строями войск противников. Основная же масса пехоты, построенная в племенные отряды, находилась позади них. Подобная тактика кельтов объясняется их социальной структурой, т. е. обществом "Героического века", когда вожди должны были подавать пример воинам своей личной храбростью. Не случайно уже древние сопоставляли колесничную тактику кельтов и гомеровских героев (Diod., V, 21).
Более полное описание колесничной тактики кельтов мы можем найти в античных свидетельствах, посвященных древним жителям Англии. У британцев имелась также кельтская особенность в действии колесниц: колесничие-эсседарии используют тактику спешившихся апобатов в столкновениях с вражескими всадниками для поддержки собственных конных воинов. И, таким образом, знатные колесничие выполняли роль вспомогательных греческих гамиппов или римских велитов- пехотинцев, действующих на поле бое вместе со всадниками. Консервация же биг могла произойти у британцев вследствие традиции, в силу которой упряжка были показателем высокого социального статуса ее владельца. Судя по всему, у британцев колесничие не являлись начальниками пеших отрядов, как это было у гомеровских греков. Об этом нам говорит не только большое количество британских колесничих: 4000 эсседариев у вождя Кассивеллауна (Caes. B.G., V,19), но и их действия вместе с конницей. В данном плане колесницы британцев представляют нам определенный этап в развитии боевых упряжек - период постепенного вытеснения колесниц всадниками. Британия отставала в своем тактическом развитии от Галлии, где ко второй трети I в. до н. э. всадники на поле боя уже полностью сменили колесницы. Ранее, в III-II вв. до н. э., упряжки у кельтов играли значительную роль в структуре армии. Так, в 295 г. до н. э. в битве при Сентине галльские колесницы успешно контратаковали римскую конницу, преследующую всадников кельтов, и потому уже расстроившуюся (Liv., X,28,6-11).
Действия колесниц жителей Британии в 55-54 гг. до н. э. блестяще описаны Г. Юлием Цезарем, свидетельства же Диона Кассия (XXXIX,51,3; XL,2,4; LXII,12,2) и Тацита (Agr., 35-36; Ann., XIV,35) менее информативны. Осенью 55 г. до н. э., когда корабли Цезаря подошли к Британии, "... варвары... выслав вперед конницу и эсседариев (по большой части этим способом они обычно пользовались в боях), последовали за ними с остальными войсками и стали мешать высадке с кораблей" (Caes. B.G., IV,24). В данном случае всадники и колесницы выполняли роль мобильного авангарда всей армии. Далее автор рассказывает об окружении и обстреле всадниками и колесничими кельтов небольших групп еще непостроенных римских легионеров (Caes. B.G., IV,26; 32; 34). Дион Кассий подобным же образом описывает высадку римлян с кораблей (XXXIX,51,3): "...и падало немного варваров, ибо будучи колесничими (aJrmathlavtai) и всадниками, они легко избегали римлян: еще не было у них конницы". Армии Цезаря без конницы было довольно трудно отражать быстрые наскоки британцев (ср.: Caes. B.G.,V,16). Поэтому во время второго вторжения на остров (54 г. до н. э.) Цезарь присоединил к легионам еще и галльскую конницу (Caes. B.G., V,5; 7; 8). В сражениях с британскими колесницами и всадниками она одерживала верх даже на благоприятных для островитян позициях (Caes. B.G., V,9; 15-17; 19; Dio, XL,2,4). Таким образом, тут мы ясно видим превосходство конницы над колесничими и смешанными с ними всадниками, ведь британцы при таком способе боя менее мобильны, а это - важнейшее преимущество конницы. Однако из-за самой тактики островитян и конница римлян могла находиться в достаточно опасном положении. Цезарь так описывает подобную ситуацию (B.G.,V,16): "... всадники же римлян воюют в опасном бою еще из-за того, что те [британцы] по большей части преднамеренно отступали и, когда всадники немного удалились от наших легионов, британцы соскакивали с эссед и пешими стремились к неравному бою. Всадническое же сражение приносило нашим одну и ту же опасность - и отступающим, и преследующим. К этому прибавлялось и то, что они [британцы] никогда не сражались сплоченными отрядами, но редкими, с большими интервалами, и имели расставленные посты, притом, что одни непосредственно поддерживали других, а бодрые сменяли утомленных". Итак, Цезарь предельно ясно объясняет тактику британцев. Пехотинцы последних сражались с римлянами не отрядами, но небольшими и несплоченными группами, ведущими по преимуществу метательный бой. Причем по мере того, как воины уставали, они сменялись свежими отрядами, изматывая тем самым силы врагов. Спешивание эсседариев в подобной ситуации объясняется не только тем, что они израсходовали свои копья, но еще и тем, что в пылу боя пехотинец может легко неожиданно поразить всадника, лишенного поддержки пехотинцев. Канадский полковник Джордж Денисон справедливо замечает по этому поводу: "...в пешем бою пехотинец превосходит кавалериста и в стрельбе, и в маневрировании..." *5. Конники и колесничие островитян использовали тактику ложного отступления именно для того, чтобы оторвать всадников римлян от легионеров. Французский майор Бонно-дю-Мартрей так комментирует подобный маневр: "Обыкновенная тактика всех иррегулярных наездников, например: черкесов, нумидян и казаков, состоит в том, чтобы, показав вид, как будто бы они обращаются в бегство, этим вызвать своего противника на одиночный бой" *6. А в одиночном бою знатные колесничие, спешившись, имели бы определенное преимущество над всадниками. Почему данный способ боя опасен для всадников римлян, Цезарь поясняет в другом пассаже (B.G., IV,33): "Такой существует способ боя с эссед. Сперва британцы разъезжают во все стороны и метают снаряды (tela), притом они, по большей части, расстраивают строи (ordines) самим страхом перед конями и грохотом колес, а когда они проникли между отрядами (turmas) всадников, они соскакивают с эссед и сражаются пешими. Между тем возницы понемногу удаляются из боя и притом располагают колесницы так, что, если те [эсседарии] будут потеснены многочисленностью врагов, они могли бы легко вернуться к своим. Так в боях они достигают подвижности всадников и стойкости пехотинцев, и притом такого постоянным опытом и тренировкой достигают, что обычно на покатом и обрывистом месте несущихся коней сдерживают и быстро обуздывают, а также поворачивают и по дышлу пробегают, и на ярме встают, и оттуда очень быстро в колесницу возвращаются". Отметим, что последние упражнения являются простой джигитовкой, которая должна была поразить и устрашить противника. Таким образом, эсседарии могли быстро передвигаться по полю боя, а затем, спешившись, успешно сражаться со всадниками противника. А римская конница не рисковала атаковать пехотинцев, готовых сопротивляться, которые к тому же могли взаимодействовать со своими колесничими и всадниками.
Итак, мы видим, что колесницы британцев предназначались в основном для действия против вражеской конницы. При этом колесничие взаимодействовали со своими всадниками *7. Главное же в этом взаимодействии состоит в том, что колесничие в данном случае выполняли роль гамиппов - легких пехотинцев, сражавшихся во всаднических отрядах и выполнявших здесь вспомогательную роль. Капитан 15-го гусарского полка англичанин Льюис Нолан так объясняет смысл подобной тактики сикхов в сражениях между всадниками пенджабцев и англичан: "Кавалерия сейков, даже и в разгар самой схватки, имеет обыкновение спешивать известное число своих всадников, и в таком виде она гораздо страшнее, нежели в то время, когда все люди на лошадях. Если вы кидаетесь на спешенных людей, то оставшиеся на лошадях атакуют вас; если же вы обратитесь на последних, то первые будут стрелять по вам или по вашим лошадям" *8. Именно поэтому всадники Цезаря вынуждены опираться в преследовании и в стычках на построенных легионеров, которые в случае нужды могли прийти на помощь своей коннице (Caes. B.G., V,15-17; 19).
Следовательно, вся тактика британцев является характерной для племенных обществ. Ополченцы, хотя и не были обучены сражаться в строю, но в силу своих навыков они являлись неплохими индивидуальными воинами. Умело действуя в рассыпном строю, они изматывают построенных римских легионеров постоянными налетами, осыпая врагов градом метательных снарядов (cp.: Tac. Agr., 36). В этих налетах участвовали и всадники, и колесничие. Перед столкновением колесничие разъезжают в пространстве между строями противников, стараясь оказать на врага психологическое воздействие, метая при этом дротики. В бою они или нападали на небольшие группы непостроенных римских пехотинцев - в этом случае превосходство будет, бесспорно, на стороне верховых,- или же сражались с конницей римлян, стараясь оторвать её от своей пехоты, которая могла помочь своим всадникам. Если это происходило, то иррегулярные ездящие войска британцев могли потерпеть поражение. Собственно, способ боя колесниц состоял в просачивании между конными отрядами врага *9, которые в это время заняты борьбой со всадниками британцев. После чего эсседарии метали дротики и затем спешивались для боя с конниками противника, одновременно, вероятно, подбирая метательные снаряды и снова бросая их во врага *10. Если же враг наседал, то колесничие ретировались к своим упряжкам, выведенным возницами из опасной зоны непосредственного ведения боя. Затем колесницы отступали к основной массе войск. Таким образом, тактика британцев представляет собой поздний этап развития кельтского способа ведения боя, возникшего в эпоху постепенной смены колесниц всадниками. Этот процесс затянулся у британцев на века; так, в северных частях Британии колесницы, очевидно, существовали еще в III в. н. э. (Dio, LXXVI,12,3 = Zonara, XII,10). В Ирландии также колесницы продолжали существовать в первые века новой эры, где они использовались аналогично британскому способу. Но это - отдельная тема...


*1 Подробнее о конструкции кельтских колесниц см.: Mazard H.-A. Essai sur les chars gaulois de la Marne // Revue archйologique. Vol. 33. 1877. P. 224-229; Lafaye G. Esseda // Daremberg Ch., Saglio E. Dictionnaire des antiquitйs grecques et romaines d' aprиs les texte et les monuments. T. II. Pt. 1 (1892). P. 815-817; Dйchelette J. Manuel d'archйologique prйhistorique celtique et gallo-romain. Vol. II. Pt. 3. Paris, 1914. Р. 1180-1189; Piggott S. Celtic Chariots on Roman Coins // Antiquity. Vol. 26. 1952. № 102. P. 87-88; Joffroy R., Bretz-Mahler D. Les tombes а char de La Tиne dans l'Est de la France // Gallia. T. XVII. 1959. Fasc. 1. P. 5-33; Stead I.M. The Celtic Chariot // Antiquity. Vol. 39. 1965. № 156. P. 259-265; Brunaux J.-L., Lambot B. Guerre et armement chez les Gaulois. Paris, 1987. Р. 116-118.

*2 Joffroy R., Bretz-Mahler D. Les tombes... P. 27.

*3 Южноафриканский антиковед П. Гринхол полагает, что сообщение Диодора базируется на свидетельствах Цезаря, однако ничего общего у этих двух источников я не нахожу, действие кельтских колесниц у греческого историка и римского полководца описано по-разному (Greenhalgh P. Early Greek Warfare: Horsemen and Chariots in the Homeric and Archaic Ages. Cambridge, 1973. P. 14-15). О посидоневской этнографической традиции в данном пассаже Диодора см.: Till R. Britannische Streitwagen // Klio. Bd. 36. 1943 / 1944. S. 246.
*4 Littauer M.A., Crouwel J.H. Wheeled Vehicles and Ridden Animals in the Ancient Near East. Leiden - Kцln, 1979. Р. 33 (до 60м).

*5 Денисон Г. Организация, вооружение и употребление кавалерии на войне / Пер. с нем. под ред. А. Риттера // Военная библиотека. Т. VIII. СПб., 1872. С. 5.

*6 Бонно-дю-Мартрей. Примечания // Нолан Л.Э. История и тактика кавалерии / Пер. с фр. // Военная библиотека. Т. III. СПб., 1871. С. 212, прим. 1; ср.: Драгомиров М.И. Избранные труды. М., 1956. С. 120, прим.

*7Это верно подмечено П. Гринхолом (Greenhalgh P.A.L. Early Greek Warfare. Р. 14).

*8 Нолан Л.Э. История... С. 210.

*9 Это верно отметил Дж.К. Андерсон, тогда как П. Гринхол почему-то считает, что колесницы проезжают между своими конными отрядами (Anderson J.K. Greek Chariot-Borne and Mounted Infantry // American Journal of Archaeology. Vol. 69. 1965. № 4. P.177; Greenhalgh P.A.L. Early Greek Warfare. P. 15).

*10 Ср.: Arbois de Jubanville H., d'. Le char de guerre en Irlande et la mort de Cuchulain // Revue archйologique. Novel sйrie. Vol. 34. 1877. P.133.