N33 2012 (вышел)
N32 2010 (анонс)
N31 2009 (анонс)
N30 2008 (анонс)
N29 2008 (анонс)
N28 2007 (анонс)
N27 2007 (анонс)
N26 2006 (анонс)
N25 2005 (анонс)
N24 2004 (анонс)
N23 2004 (анонс)
N22 2004 (анонс)
N21 2004 (анонс)
N20 2003 (анонс)
N19 2003 (анонс)
N18 2003 (анонс)
N17 2003 (анонс)
N16 2001 (анонс)
N15 2001
N14 2001
N13 2001
N12 2001
N11 2000
N10 2000
N9 2000
N8 1999
N7 1998
N6 1998
N5 1998
N4 1998
N3 1998
N2 1997
N1 1997




Тактика римской пехоты IV-II веков до н.э.
Справедливая война
Клуб любителей военно-исторической миниатюры
Перелом в ходе битвы
Идущие на смерть
Спартанский гоплит как зеркало греческой культурной революции
Альманах "Военно-историческая фигурка"
Курьезы



b43французский языкlinux howto

Обсудить в форуме
 
 
К 756-летию Ледового побоища: Реконструкция доспехов русских и орденских воинов. Реконструкция А. И. Иванова и П. А. Васина, рисунок и комментарий П. А. Васина.

ПЕРЕЛОМ В ХОДЕ БИТВЫ


Ледовое побоище 1242 года - одна из ярчайших страниц русской средневековой истории. Внешнему виду русских и орденских воинов посвящена предлагаемая Вашему вниманию работа.
Вооружение русских. В центре, во главе атаки русских дружин, изображен сам князь Александр Ярославич на вздыбленном вороном коне, непосредственно в момент копейной сшибки. Его копье ударило в бок тевтонского рыцаря и сломалось от мощного толчка. Рыцарь вместе с конем опрокинут навзничь. На князе - шлем с золочеными боковыми сегментами, золоченая личина (по типу Изяславльской). Поверх длинной кольчуги - доспех из приклепанных к основе кругляков, защитные чулки аналогичной конструкции прикрывают ноги (гипотетическую возможность использования такого рода брони дает нам иконка с изображением св. Дмитрия из Каменец-Подольского, 30-е годы ХIII в., а также многочисленные западные аналоги, например, миниатюра Матье Парижского, 1250г.). На щите Александра - золотой двуглавый орел, который с давних времен (с конца ХI в.) использовался в качестве орнаментального изображения (и никогда не был гербом) в Византии. При последних Комнинах двуглавый орел - знак императорского двора. Эту эмблему на одеждах носят первые сановники государства. Через Византию изображение двуглавого орла попало в Сербию, Болгарию, Румынию, Албанию, Германию, на Русь. Очевидно, в качестве престижной царственной эмблемы она и представлена на Суздальских вратах (южный портал Рождественского собора в Суздале, XIII в.) и, возможно, на плаще известного новгородского изображения (фреска церкви Спаса-Нередицы) Великого князя Ярослава Всеволодовича - отца Александра Невского. Вот почему изображение двуглавого орла на щите сына Владимиро-Суздальского князя вполне уместно даже в XIII веке. За князем следует его предполагаемый стяг (термин "знамя" входит в обиход только в XIV веке, когда на боевых полотнищах стали изображать святых или лик Спасителя). Изображение вооруженного всадника типично в XIII - XIV вв. для княжеских печатей Западной и Восточной Европы. Символизированный портрет самого князя, в виде всадника в короне и с мечом, известен по некоторым вариантам великокняжеской печати Александра Невского. Поэтому изображение личной эмблемы князя на его собственном боевом стяге, по которому его могли опознать в битве и друзья, и враги, может иметь достаточно высокую степень вероятности. Кто знает, может быть, и знаменитая литовская "Погонь", возникшая уже после смерти Александра Ярославича, появилась не без влияния авторитета Невского героя, которого в Литве знали и уважали.
Другой стяг, с треугольным полотнищем и личным знаком Великого Владимирского князя Ярослава Всеволодовича, предположительно обозначает присутствие дружины из Суздаля.
На заднем плане справа изображен трубач в шлеме с "хохлообразным" верхом общеевропейского типа. Такие шлемы бытовали в Западной Европе и на Руси с XII века (источник: лепное изображение "голова воина" на капители Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, XIII в.). На пе-реднем плане - воин с белым щитом, на котором изо-бражен православный крест (икона "Св. Константин и Св. Елена"). Его шлем - одна из версий низкосидящего куполообразного шлема, остатки которого в виде пластины с наносником и очень глубокими выкружками для глаз были найдены в Изяславле и датированы 1240 г. Правее - воин на коне, защищенном стеганой попоной. Его золоченый шлем (из Киева) относится к типу IV, по классификации А. Н. Кирпичникова. На черном щите изображен серебряный геральдический орел (Симоно-Хлудовская псалтырь). Ниже, в пешем строю - новгородец с тяжелой секирой. На его голове - литовский шлем (Пруссия, XII в.) с небольшим назатыльником. Кольчуга с ранним стоячим (прошнурованным кожаными ремешками) воротом для защиты шеи (Изяславль, Райковецкое городище). Среди убитых в центре - барабанщик в кожаном чешуйчатом доспехе (фреска "Святые воины" Спасо-Мирожского монастыря, 2-я половина XII в.). Из письменных источников известно, что излюбленной военной музыкой у русских в XII - XIII вв. были трубы, бубны и барабаны. Шлем другого сраженного дружинника с длинным шпилем относится к типу II Б (захоронение из Таганчи). Рядом валяется сбитый шлем с железными полями и кольцом на макушке (тип V, Пешки). Левее - раненный ударом копья в плечо псковский дружинник. На нем, поверх кольчуги - ламеллярный доспех, на голове - клепаный полусферический шлем с выпуклым наносником (найден под Изборском, XIII в.), на ногах - составные, из фигурных пластин, поножи (Новгород, по материалам А. Ф. Медведева).

Вооружение немцев. Рифмованная хроника говорит об орденских немцах, которые прибыли по зову магистра, что они были в "сияющей броне" и с "богатыми шлемами". На переднем плане - один из прибывших из Германии пилигримов или наемных служилых рыцарей. Богато расшитая попона его коня, котта с короткими рукавами, надетая поверх хауберга, по своим расцветкам не соответствуют геральдическим цветам герба рыцаря, что было характерным для конца XII - XIII веков. В его руке легкая кавалерийская булава с бронзовым пирамидальным навершием, воспринятая в Западной Европе из Византии (подобный экземпляр XII - XIII вв. хранится в Британском музее). На голове - ранняя форма большого шлема.
Тевтонский рыцарь, поверженный князем Александром, помимо стандартного орденского снаряжения, имеет шлем - "цервельер" - полусферический прообраз более позднего бацинета, одеваемого под большой шлем (его появление фиксируется концом XII века, миниатюра Винчестерской библии, 1160 - 70, Англия). Слева - пеший сержант с секирой в гамбизоне (стеганом доспехе) и шлеме.
Известно, что в битве принимали участие орденские рыцари, пилигримы, служилые рыцари Дерптского епископа, "мужи Датского короля", а также представители местного населения - эстов, - в качестве вспомогательных сил, военной прислуги и комбатантов.
После разгрома Ордена Меченосцев при Шяуляе произошло его формальное объединение с Тевтонским. Из Пруссии прибыло мощное подкрепление из 60 тевтонских рыцарей во главе с ландмейстером Генрихом Балке. По всей видимости, эти рыцари продолжали носить свои тевтонские кресты, поскольку бывший Орден Меченосцев формально стал Ливонской ветвью Тевтонского Ордена. Однако впоследствии Ливонский орден все же сохраняет определенную самостоятельность и свою исконную символику. Поэтому уместно предположить, что после объединения пережившие кризис Ордена Ливонские братья не спешили сменить плащи и котты на тевтонские, а сохранили свою геральдику, передав ее последующим поколениям рыцарей. В связи с этим вполне вероятно, что наряду с личными рыцарскими знаменами над войском немцев развевались стяги Тевтонского, Ливонского Орденов, а также Даненброг - знамя датчан.
Слева от Александра Нев-ского изображен тевтонский рыцарь в большом шлеме весьма распространенной в то время формы. Слева, крупным планом - один из дерптских провинциальных рыцарей, повернувший коня для бегства с поля боя, в скромном защитном вооружении - кольчуге и горшковом (неглубоком цилиндрическом) шлеме, вошедшем в боевой обиход со второй половины XII века.
Рядом с убитым русским барабанщиком - сраженный стрелой сержант в куполообразном шлеме с мощным приклепанным наносником (частная коллекция, Англия, XIII в.). На заднем плане - сержанты и комбатанты в смешавшихся порядках орденских войск. В правом нижнем углу - сраженный вместе со своим конем рыцарь - меченосец в орденском плаще, накинутом поверх доспехов. На левом плече его плаща, над мечами, вместо стандартного креста изображена золотая Вифлеемская звезда - знак того, что носитель этой почетной эмблемы совершил паломничество в Святую Землю. На ногах рыцаря - цилиндрические наколенники (polleyns), вплетенные в кольчужные чулки.